+7 (707) 881 5118 info@zhumazhanov.kz

Относится ли велосипед к источнику повышенной опасности?

Источник повышенной опасности

 

У доверительницы в конце 2019 года в ДТП погиб супруг, ехавший на велосипеде. Столкновение велосипедиста произошло с грузовиком весом в 12 тонн. Водитель грузовика не был привлечен к уголовной ответственности за отсутствием состава преступления.

Полицией не было доказано, что вред возник вследствие непреодолимой силы (стихийные явления, военные действия, взрывы, пожары и т.п.) или умыслом велосипедиста покончить жизнь самоубийством. Нерасположение технической возможности к торможению во избежание ДТП согласно законодательству, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы.

Супруга погибшего велосипедиста, в интересах своего несовершеннолетнего ребенка обратилась в страховую компанию за выплатой, где страховая компания, изучив материалы дела, отказала ей в страховой выплате.

В своем отказе, страховая компания ссылается на ст. 931 ГК РК и дополнительно ссылается на статью 1 Закона о дорожном движении, где сказано, что велосипед – это транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящимся в нем.

Учитывая, что страховая компания прировняла велосипед к источнику повышенной опасности, каждая из сторон согласно действующему законодательству будет нести риск понесенных ею убытков. Ни кто из них не имеет права требовать возмещение вреда (п.2 ст. 931 ГК РК). Однако отказ страховой компании в первую очередь затрагивает интересы несовершеннолетнего ребенка погибшего велосипедиста.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Конституции, гражданину РК гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям.

Под иные законные основания можно отнести пп.1 п.1 ст. 24 Закона ОГПО ВТС и ст. 940 ГК РК, так как в случае смерти гражданина право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 6) статьи 1 Закона «О дорожном движении» (далее – Закон), велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса или более (кроме кресел-колясок для инвалидов) и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

При этом, автомобиль – механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дорогам и перевозки по ним людей, грузов или оборудования, установленного на нем, или буксировки по дорогам транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, в том числе включая троллейбусы (подпункт 3) статьи 1 Закона).

Согласно статье 94 Закона, деятельность физических и юридических лиц в сфере дорожного движения относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих (организации, имеющие риски в сфере дорожного движения, владельцы транспортных средств и другие), а транспортные средства и дороги – к источнику повышенной опасности.

Физические и юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, в порядке, установленном Гражданским кодексом Республики Казахстан.

Однако не стоит забывать, что согласно Нормативному Постановлению Верховного Суда Республики Казахстан № 9 от 09.07.1999 года, источником повышенной опасности надлежит признавать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинителя вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами. Также разъяснено, что вредоносность и бесконтрольность действий домашних (в том числе служебных, сторожевых собак) и диких животных, находящихся у юридических лиц и граждан, при определенных обстоятельствах, могут быть отнесены к источникам повышенной опасности.

Учитывая вышеизложенное, вопрос остается спорным и открытым, так как четкого ответа законодатель пока не дает.

Подводя итог, я лично придерживаюсь позиции изложенной в НПВС РК № 9 от 09.07.1999 года, и считаю, что велосипед не всегда является источником повышенной опасности, так как для этого должны наступить определенные обстоятельства, где деятельность или объект можно было отнести к источнику повышенной опасности. К примеру, наезд велосипедиста на пешеход повлекший за собой вред здоровью или жизни человека.

Другие статьи

Оценка после ДТП в Казахстане
Ранее на своем YouTube канале я записывал видео, касательно определения размера вреда и оспаривания калькуляции.…

Юридическая консультация

Оставьте пожалуйста свои контактные данные для обратной связи

Позвонить