В конце 2018 за неделю до нового года, мой доверитель попал в ДТП. Автомобиль доверителя пострадал серьезно и находился в нетранспортабельном состоянии. На месте спор не удалось урегулировать, поэтому доверитель вызвал ГАИ и оформил происшествие в надлежащем порядке.
В такой ситуации остается обратиться за возмещением только в страховую компанию. В рамках прямого урегулирования доверитель обратился к своему страховщику, провел независимую оценку (так как прямой страховщик самостоятельно не вывел в установленные сроки калькуляцию), обратились с заявлением на выплату, а после начинается самый настоящий кошмар.
Страховая компания доверителя сообщила о невозможности осуществления страховой выплаты в порядке прямого урегулирования по причине отзыва Национальным Банком Республики Казахстан лицензии на занятие данным видом деятельности у ответственного страховщика.
Лицензию у страховой компании виновника отозвали через месяц после самого происшествия. Постановление административного суда вступило в законную силу в дату отзыва лицензии. То есть, даже если бы мы обратились сразу в страховую компанию виновника, клиент все равно не получил выплату, так как на тот период, как оказалось, ответственный страховщик начал процедуру сокращения работников и попросту не выплачивал деньги пострадавшим.
Но, не смотря на это, мы все же обратились в страховую виновника и провели все необходимые процедуры предусмотренные ст. 22 Закона ОГПО ВТС и предоставили весь исчерпывающий перечень документов для выплаты предусмотренные ст. 25 вышеназванного закона. И что вы думаете? Ответственный страховщик просто забил на наше дело и даже не рассматривал приложенные документы. Причину понять можно. Сотрудникам все равно, так как компания закрывается.
Через год мы узнаем, что по решению СМЭС города Алматы деятельность страховой компании виновника ДТП была прекращена (ликвидация) в принудительном порядке. Доверитель обратился с заявлением о выплате в АО «Фонд гарантирования страховых выплат» как кредитору ликвидируемой страховой компании. Однако ФГСВ ответным письмом не обоснованно отказал доверителю в осуществлении выплаты по невообразимым и фантастически надуманным основаниям, которые не предусмотрены ст. 29 Закона ОГПО ВТС.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, мы решили обратиться в суд с иском о взыскании гарантийной выплаты в сумме свыше 1 млн. тенге согласно оценке. В досудебном порядке во время переговоров и в ходе судебного разбирательства, представители ФГСВ били себя в грудь, утверждая перед нами и судом, что они правомерно и законно отказали в выплате. Но после двух заседаний они категорично поменяли свое мнение и сообщили, что сопоставить нашим доказательствам им нечего. В итоге стороны пришли к миру и ФГСВ осуществил выплату в течении 4 рабочих дней. Зачем им нужно было тратить свое и наше время, мне до сих пор не понятно, так как все моменты еще обсуждались до суда.
Вывод: Если страховая компания ликвидировалась, то это не конец. Выход есть. Его нужно только найти. В нашей ситуации, при взыскании выплаты, мы ссылались на ст. 15 Закона РК от 3 июня 2003 года N 423 «О Фонде гарантирования страховых выплат».