Практически каждый выпускник школы желает или стремится по окончанию получить грант на обучение. Кто-то хочет доказать самому себе, что он лучший и достоин этого, кто-то не хочет подвергать родителей к финансовым трудностям, а кто-то просто надеется на удачу и фарт. Причины у всех разные, но заветная цель одна, это постараться получить грант на обучение.
Однако не каждый выпускник школы осознает, что получив грант, он становится «заложником» обязательств перед государством. Подписав договор оказания образовательных услуг по государственному образовательному заказу, уже выпускник университета, получивший степень бакалавра, магистра или интерна обязан отработать не менее трех в государственных организациях образования, в государственных организациях здравоохранения, либо в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан (п. 17 ст. 47 Закона «об образовании»).
А как же, п.1 ст. 24 Конституции РК, где говориться, что каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.
Я стараюсь затронуть не проблему, того, что нашим выпускникам грантникам затягивают пояса после выпуска. Я хочу выразить свое мнение, касательно организационно-технического момента, а именно процедуры трудоустройства выпускников ВУЗа.
Уже не раз на своей практике, сталкиваюсь с ситуацией, когда государство взыскивает с грантников деньги за обучение в судебном порядке, по причине того, что они после обучения не отработали три года на государственной службе либо по месту направления.
Я считаю, что принудительное взыскание можно было бы уменьшить или вовсе исключить из практики, если бы при поступлении студентам и родителям объясняли последствия образовательного гранта. При поступлении, многие вузы показывают себя в таком свете, что они лучшие в стране, а то и в мире. Ведь если бы информация хотя бы до родителей доходила правильно, то я уверен, что показатели судебного взыскания по грантам за обучение были бы меньше. Но этим все не ограничивается, так как есть еще одна причина, по которой многие выпускники ВУЗов остаются должны государству.
Пару месяцев назад, ко мне обратился клиент, который в 2012 году получил образовательный грант и поступил на факультет стоматологии. В последующем он продолжает обучение за счет государства в интернатуре, где по окончанию получает заветный диплом с квалификацией врача стоматолога общей практики.
Однако по окончанию, диплом просто так не выдавали. Со слов клиента, ректорат заставил студентов выпускников подписать пустые бланки направления на работу, а так же сообщил, что университет их никуда распределять не будет и они должны сами будут найти работу по специальности в государственном учреждении. Будущий работодатель должен будет предоставить университету гарантийное письмо о приеме на работу и только после этого выпускник сможет получить свой диплом.
Как и все студенты, он начал искать работу и ему все же удалось получить заветное гарантийное письмо в одной из поликлиник г. Алматы. С данным письмом он идет в университет и получает свой диплом, и с этой синей книжкой после полного выпуска он возвращается в поликлинику. Однако по прибытию его не приняли, сославшись на то, что место еще не освободилось и им очень жаль. У университета уже имелся пустой бланк направления на работу с подписью моего клиента. Туда осталось дописать только поликлинику, которая выдала гарантийное письмо, что они в последующем и сделали.
Верю ли я своему клиенту? Да, верю. Так как это не единичный случай, и подобные истории я слышу не в первый раз. А для тех, кто будет говорить, что он сам виноват…. возможно. Спорить не буду. Но выпуск квалифицированных специалистов и их дальнейшее трудоустройство, в первую очередь это прерогатива государства. И если дипломированный специалист, обучавшийся на гранте, не может найти работу по специальности, то я считаю, что в первую очередь это огромное упущение нашего государства. Зачем тогда существуют огромные департаменты трудоустройства молодых специалистов. Считаю, что инструменты трудоустройства используются не должной мере, так как в реальной жизни все происходит не так как прописано в утвержденных стандартах и правилах. Если имеется большое количество судебного взыскания с грантников, то это означает, что государству пора уже увидеть проблемный сигнал и поменять свои инструменты.
Разочаровавшись в сложившейся ситуации, клиент не сдался и стал искать работу, но уже в частном секторе. Результаты поиска, дали свои плоды. Он устроился на работу в частную клинику г. Алматы, при этом он не уехал из страны, не ушел в сторону бизнеса, а начал свою трудовую деятельность по специальности, где приносит пользу государству и людям. Регулярно за свой счет повышает квалификацию по ортодонтии, проходя семинары у профессионалов из зарубежных стран.
Однако 2020 году в период карантина, моему доверителю арестовали счета на сумму 5 173 905 тенге. Об аресте, он узнает случайно. Через судебного исполнителя удалось выяснить, что данную сумму взыскивает государство за его обучение в университете, который он окончил в 2018 году. Сумма взыскания состояла из основного долга в размере 4 492 250 тенге, пени в размере 530 959 тенге и государственной пошлины в размере 150 696 тенге. Плюс ко всей этой сумме он должен будет дополнительно оплатить услуги судебного исполнителя в размере 517 391 тенге. Итого к оплате сумма составила 5 691 291 тенге. Справедливо ли это? Я думаю, нет.
Нам удалось отменить судебное решение, и в последующем после возобновления производства, удалось оставить дело без рассмотрения. Тем самым доверитель избежал несправедливого взыскания пени, государственной пошлины и услуг судебного исполнителя, что в сумме составляло 1 199 046 тенге.
Сейчас мы намерены вести диалог с представителями МОН РК, так как вопрос взыскания суммы основного долга остается открытым. Есть надежда того, что МОН РК ознакомившись с ситуацией моего доверителя, примет взвешенное и взаимовыгодное решение для всех сторон. Как говорил выше, случай моего доверителя является не единичным, и в силу п.1. ст. 24 Конституции РК, я надеюсь, что в ближайшем будущем, обучающиеся на гранте лица, смогут работать и приносить пользу нашим гражданам, работая не только в государственном, но и в частном секторе по своему собственному выбору.